SAE (Society of Automotive Engineers - общество автомобильных инженеров) - была основана в 1911 году и была первой организацией кто создал систему классификации масел по вязкости. 

Класс вязкости определяется стандартами SAE J300. К каждому двигателю подбирается масло с оптимальной вязкостью, которое зависит от конструкции, возраста, температуры и режима работы.

Существует три ряда классов вязкости:

  1. Зимние - с приставкой W (Winter). Такие масла маловязкие и применяются зимой - SAE 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W. Облегчают холодный пуск двигателя при отрицательных температурах, но не обеспечивает надежного смазывания летом.
  2. Летние - без приставки. Масла высоковязкие и применяются летом - SAE 20, 30, 40, 50, 60. Отличаются высокой несущей способностью, что обеспечивает надёжное смазывание при рабочих температурах. Но для отрицательных температур оно слишком вязкое, из-за чего возникают проблемы при запуске двигателя.
  3. Всесезонные - такие масла обозначаются комбинацей зимнего и летнего ряда, 5W-30, 10W-40 и т.д.. 
Класс вязкости Динамическая вязкость, мПА-с, не выше, при температуре, °С Кинематическая вязкость при 100°С, мм2 Вязкость HTHS при 150°С и скорости сдвига 106 с-1, мПа-с, не ниже
Проворачиваемость (CCS) Прокачиваемость (MRV) не ниже не выше
0W 6200 при - 35°С 60000 при -40°С 3.8 - -
5W 6600 при - 30°С 60000 при -35°С 3.8 - -
10W 7000 при - 25°С 60000 при -30°С 4.1 - -
15W 7000 при - 20°С 60000 при -25°С 5.6 - -
20W 9500 при - 15°С 60000 при -20°С 5.6 - -
25W 13000 при -10°С 60000 при -15°С 9.3 - -
20 - - 5.6 <9.3 2.6
30 - - 9.3 <12.5 2.9
40     12.5 <16.3 2.9*
40 - - 12.5 <16.3 3.7**
50 - - 16.3 <12.9 3.7
60 - - 21.9 <26.1 3.7

* - для классов вязкости 0W-40, 5W-40, 10W-40

** - для классов вязкости 15W-40, 20W-40, 25W-40, 40

О показателях

Проворачиваемость (определяется на имитаторе холодного пуска CCS) – критерий низкотемпературной текучести. Представляет собой максимальную допустимую динамическую вязкость моторного масла при запуске холодного двигателя, которая обеспечивает проворачиваемость коленчатого вала со скоростью, необходимой для успешного запуска двигателя.

Прокачиваемость (определяется на миниротационном визкозиметре MRV) – определяется на 5 оС ниже для гарантии того, что масляный насос не будет засасывать воздух. Выражается значением динамической вязкости при температуре конкретного класса. Не должна превышать величину в размере 60 000 мПа*с, обеспечивающей прокачивание по масляной системе

Кинематическая вязкость при температуре 100 оС. Для всесезонных масел данная величина должна находится в определенных диапазонах. Уменьшение вязкости ведет к преждевременному износу трущихся поверхностей – подшипников коленвала и распредвала, кривошипно-шатунного механизма. Увеличение вязкости приводит к масляному голоданию и как следствие также преждевременному износу и выходу двигателя из строя.

Динамическая вязкость HTHS  (High Temperature High Shear) - с помощью данного испытания измеряется стабильность вязкостной характеристики масла в экстремальных условиях, при очень высокой температуре. Является одним из критериев определения энергосберегающих свойств моторного масла


Типичные рекомендации производителей техники для разных температур:

Перед выбором моторного масла внимательно ознакомитесь с инструкцией по эксплуатации и рекомендациями производителя. Эти рекомендации основываются на конструктивных особенностях двигателя – степень нагрузок на масло, гидродинамическое сопротивление масляной системы, производительность масляного насоса.

Производитель может допускать применение различных классов вязкости моторного масла в зависимости от температуры, характерной для Вашего региона. Выбор оптимальной вязкости моторного масла обеспечит стабильно надежную работу Вашего двигателя.

   К каталогу масел технических